НАЧАЛО СМОТРИ:
http://stpoka.ru/2017-01-04-09-51-50/47550-2018-11-29-04-43-46.html Продолжим разговор о литературных (поэтических) пародиях.
ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРОДИИ:
юмористическая или шуточная пародия, не лишенная критицизма, но в целом дружественная по отношению к оригиналу; к ней близка комическая стилизация.
сатирическая пародия, отчетливо направленная против оригинала и наполненная резким критицизмом ко всему идейно-эстетическому комплексу пародируемого произведения.
Немного из истории развития пародийного жанра в литературе.
Одной из первых известных литературных пародий называют «Войну мышей и лягушек» ("Батрахомиомахию), где высмеивается высокий стиль «Илиады» Гомера.
От поздней античности до раннего Нового времени поэма приписывалась самому Гомеру. Между тем ещё Плутарх указывал на иного возможного автора — Пигрета Галикарнасского. Ныне преобладает точка зрения на Батрахомиомахию как произведение эллинистического времени.
В начале XIX в. пародия становится действенным способом ведения полемики.
Примером может служить факт литературной борьбы, когда разгорелась война стилей между "архаистами" - членами общества "Беседа любителей русского слова") и "новаторами" - кружок "Арзамас" (1815-1818).
Членами «Арзамаса», среди прочих, были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, П.А.Вяземский и др.
В противовес торжественной официальности собраний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских встреч. Все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского. Так, сам Жуковский стал Светланой, Вяземский — Асмодеем, Пушкин — Сверчком.
Внутри кружка было множество различных традиций, пародирующих устои «Беседы». Символом общества стал жареный гусь арзамасской породы, которого подавали к столу.
Пародии часто писались коллективно, и не только поэтические, но и прозаические, порой под псевдонимами.
Традиция коллективного творчества и литературного псевдонима возродилась в период обострения литературной полемики уже в 40-е гг. XIX в.
Начало этому процессу положили совместные пародии Н. А. Некрасова и И.И. Панаева, они публиковались под псевдонимом "Новый поэт". Маска "Нового поэта" позволяла критикам не только смело высказывать некоторые политические мысли, но и вести борьбу с поэтами "чистого искусства".
Позже рождается самый знаменитый образ пародиста - Козьмы Пруткова (братья Алексей, Александр, Владимир Жемчужниковы и А. Толстой).
ПАРОДИЯ,
написанная А.Н. Апухтиным на стихотворение М.Ю. Лермонтова
«И скучно и грустно, и некому руку подать…») ***
И странно, и дико, и целый мне век не понять Тех толстых уродливых книжек: Ну как журналистам, по правде, не грех разругать "Отрывки моих поэтических вспышек"? Уж я ль не трудился! Пудовые оды писал, Элегии, драмы, романы, Сонеты, баллады, эклоги, "Весне" мадригал, В гекзаметры даже облек "Еруслана" Для славы одной! (Ну, конечно, и денежки брал - Без них и поэтам ведь жутко!) И всё понапрасну!.. Теперь только я распознал, Что жизнь - препустая и глупая шутка!1 7 ноября 1854
Множество сатирических пародий было написано в то время на стихотворения
А. А.Фета.
Афанасий Фет – талантливый поэт-лирик. Но круг тем поэзии Фета, как справедливо отмечала критика, несколько ограничен. Его основные темы – природа, красота, любовь, искусство. Поэзию Фета пронизывает жизнерадостность; даже, несмотря на мотивы грусти, огорчений, печали, в его стихах господствует светлое настроение. Фет твердо стоял на позиции «чистого искусства». Он полагал, что искусство независимо от общественной жизни, что «художнику дорога только одна сторона предметов – их красота».
ПАРОДИИ, НАПИСАННЫЕ Д.Д. МИНАЕВЫМ НА СТИХИ А.А. ФЕТА
Афанасий Фет
***
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..
1850
Пародии:
* * *
Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостное разрушенье, Говор поселян. От дворовых нет поклона, Шапки набекрень, И работника Семёна Плутовство и лень. На полях чужие гуси, Дерзость гусенят, Посрамленье, гибель Руси, И разврат, разврат!..
* * *
Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, полыханье Веющих знамён . Амуниция в порядке, Отблеск серебра,— И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!..
В конце шестидесятых годов пародии на стихи Фета убывают. Высмеянные особенности его поэтического стиля стали оцениваться как достоинства новыми законодателями литературного вкуса. На рубеже XIX–XX вв. его вписали в свою родословную символисты. Для В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта - А. Фет – родной по духу поэт, мастер стиха, в чью школу они шли добровольно.
Но ведение литературной полемики с помощью пародирования продолжается и позднее, в 60-е гг. XIX в.
М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский пародировали своих идейных оппонентов. Писатели включали в свои романы образы-персонажи, которые в гротескном плане представляли отличительные черты поэтики писателя-оппонента. Так, Достоевский в образе Кармазинова ("Бесы") представил карикатуру на Тургенева.
Расцвет пародии наблюдается в эпохи переломные, насыщенные борьбой литературных школ, направлений, группировок, отмеченных ломкой старых эстетических вкусов.
Одно из направлений русской поэзии Серебряного века, вошедшее в историю литературы, – объединение "Сатирикон". В Петербурге 1 апреля 1908 года вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон", который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание.
В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как В.Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.Андреев, А.Толстой, В.Маяковский, Тэффи.
За сравнительно короткий срок – с 1908 по 1918 год – этот сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал целое направление в русской литературе.
Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам – сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале. "Сатирикон" привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных лиц.
На смену объективной сатире приходят "сатира лирическая", самоирония, позволяющие раскрыть характер "изнутри". Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.
НА СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА «УВЕРТЮРА» написаны несколько пародий.
|
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
Это стихотворение резко пародировал В. Маяковский: "Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!";
В очень грустных тонах, словно ностальгию по прошлому, представил
Подражание Игорю Северянину
Дон-Аминадо:
Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли.
Мысль витает в пространствах, но не может осесть.
Ананасы в шампанском окончательно скисли,
А в таком состоянии их немыслимо есть.
Надо взять и откинуть, и отбросить желанья,
И понять неизбежность и событий, и лет,
Ибо именно горьки ананасы изгнанья,
Когда есть ананасы, а шампанского нет.
Что ж из этой поэзы, господа, вытекает?
Ананас уже выжат, а идея проста:
Из шампанского в лужу – это в жизни бывает,
А из лужи обратно – парадокс и мечта!..
В 1925 году в Харькове был выпущен сборник "Парнас дыбом" в котором собраны пародии на известных поэтов.
Три детских стишка («У попа была собака…», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Пошёл купаться Веверлей…») пересказывались в манере и с пародийным сохранением стиля известных поэтов, от Гомера и Данте до Маяковского и Твардовского.
Авторы пародий – литераторы Э.С Паперная, А.Г. Розенберг, А.М. Финкель.
В 1960-х годах сборник был дополнен пародиями на Н. Матвееву, А. Вознесенского, Б. Окуджаву. В 1968 году А. Раскин опубликовал некоторые тексты в журнале Наука и жизнь.
Наиболее полное издание «Парнаса…» вышло в свет в 1990 году.
В отличие от современных пародистов, которые берут за основу пародий своеобразные эпиграфы – несколько строк пародируемого поэта, «парнасцы» умели улавливать и воплощать то, что характеризует индивидуальность стиля пародируемого поэта или конкретного стихотворения.
Вот примеры этих пародий:
На стихотворение:
У попа была собака,
Он её любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
***
АВТОР ПАРОДИИ – А. М. ФИНКЕЛЬ
Вильям Шекспир
Перевод с английского
Да, я убил! Иначе я не мог,
Но не зови меня убийцей в рясе.
Был беззаветно мной любим бульдог,
Я не жалел ему костей и мяса.
И все ж убил! Похитив мой ростбиф,
Он из бульдога стал простой дворняжкой.
Так мог ли жить он, сердце мне разбив
И омрачив мой мозг заботой тяжкой?!
Да, я убил! Но я же сохранил
Его черты в сердцах людей навеки.
Он будет жить во мгле моих чернил,
Покуда в мире есть моря и реки.
Его гробница — мой сонет. Вот так
Меня по-русски передаст Маршак.
***
АВТОР ПАРОДИИ - А. Г. РОЗЕНБЕРГ
Н. А. Некрасов
В каком краю — неведомо,
в каком году — не сказано,
в деревне Пустоголодно
жил был расстрига-поп.
Жила с попом собачечка
по имени Жужжеточка,
собой умна, красоточка,
да и честна притом.
На ту собачку верную
бросал свои владения,
амбары да чуланчики,
телячья мяса полные,
поп все свое добро.
Но голод штуку скверную
сыграл с Жужжеткой верною,
и, дичь украв превкусную,
собачка съела всю.
Узнав про кражу злостную,
взял поп секиру острую,
и ту Жужжетку верную
в саду он зарубил.
И, слезы проливаючи,
купил плиту чугунную
и буквами словенскими
велел Вавиле-слесарю
там надпись надписать:
«В каком краю — неведомо,
и т. д.
***
АВТОР ПАРОДИИ - ЕВГЕНИЙ МИНИН
ЗОВЕТСЯ ОН – РАБОЧИЙ КАБИНЕТ
Куренье убивает, спору нет, И правда то, что мёртвые не курят, Их воздух свеж, их души балагурят, Проветрен их рабочий кабинет.
Юнна Мориц
Я побывал, где вечность и покой,
Где, я согласен, мертвые не курят, Там правда, землекопы балагурят С лопатою под крепкою рукой. А в остальном – конечно, спору нет, Там дышит воздух свежестью и влагой, Там, кстати, повстречался с бедолагой, Который был оплакан и отпет. Вот тут я должен правду рассказать: Его несли в дубовом кабинете, Но как малы апартаменты эти – В них разве только реквием писать.
|
Комментарии
Сохраню обе части на лиске. Пригодится.
Гена! Ну - ты не Гена, а Фома неверующий!
Я же не сама придумала. Погугли все о пародиях. Писали литературоведы, а не мы с тобой.
У тебя ещё и пародий нет юмористических...
Странно все это...
Мне пародии не к чему!..Своих мыслей хватает!..
Еще один Соломон! Ура!
Включайтесь в эту авантюру. То есть в конкурс пародий!
stpoka.ru/.../...
Автопародия - это тоже замечательно!!!
Спасибо, Лена.
Инфрмативн, и интересно)