проблемы литературы
Литература – это не зеркало общества, а увеличительное стекло, поэтому в литературе наблюдаются те же проблемы современного общества, только в других масштабах. Увеличительное стекло не обязательно укрупняет рассматриваемые объекты, всё зависит от расстояния до наблюдателя и фокуса линзы.
Современная литература. Таковой можно назвать литературу, которая вместе с обществом шагнула в новую жизнь в первой половине девяностых годов. В обществе рекламировался отказ от идеологии, провозглашалось главенство получения прибыли почти любыми средствами. Грань между добром и злом становилась более размытой. На книжный рынок в обстановке полного отсутствия какой-либо цензуры хлынули псевдоисторические романы. Это Владимир Резун, (псевдонимом - Виктор Суворов), Григорий Чхартишвили (псевдоним - Борис Акунин), искажающие в своих произведениях историю. Они пользуются тем, что основной их читатель этой истории не знает, и они дополняют её сенсационными вымыслами.
В девяностые годы в литературе появилось большое количество так называемой «чернухи», когда, описывая современную действительность, авторы обращают внимание читателей только на её тёмные стороны. Как и в упомянутой выше «исторической» литературе, в ней нет оптимизма. Тем не менее, по таким произведениям снимаются фильмы. Наше общество отказалось от идеи построения общества всеобщего благоденствия, и это сказалось на литературе. Целью книгопечатанья стала не столько потребность высказаться перед читателем, донести до него идеи добра, справедливости, сколько выгодно продать книгу, получить прибыль. И появляются романы, где главное - действия, «экшен», как говорят теперь. К ним можно отнести детективы Дарьи Донцовой и Александры Марининой (это псевдоним Марины Александровой). Книги больше похожи на криминальные сводки. Вот брат-алкаш, не хочет возвращать долг сестре и убивает её и её семью. Вот сестра из зависти приходит с сыном убивать свою сестру, но тут всё закончилось благополучно. Чёрное названо чёрным, а белое – белым. И уже не требуется погружения во внутренний мир героя, не нужно осмысливать, что движет его поступками. Это и так понятно: современным героем движут не самые высокие чувства, он стремится, как правило, к власти и деньгам, что и получает в конце романа. Типичный американский «хеппи-энд». Есть в романах и непугливые герои, которых хочется уважать. Иногда героями движет любовь. В «Чувстве льда» Марининой поднимается вопросы социального разобщения. Матери не нравится социальный статус жениха дочери, она садит жениха дочери в тюрьму, дочь умирает. Мастерство Марининой на высоте, но сюжетные линии не связуются.
Как говорит один наш современник: «Мир вокруг нас находится в состоянии, как его называют инженеры, неустойчивого равновесия. И каждый человек каждым своим поступком решает, какая чаша весов в данный момент перетянет: чаша добра или чаша зла. Остаётся только поражаться мудрости тех, кто всегда выбирает правильный вариант».
Поэтому на авторах литературных произведений лежит огромная ответственность перед обществом: сеют ли они «разумное, доброе, вечное» или играют на низменных чувствах и инстинктах читателя.
|
Подробнее...