Сельский житель Иван рассказал мне историю, которая заставила задуматься о поздних годах «развитого социализма». Я имел представление о повсеместном растаскивании и разбазаривании социалистической собственности, но то, что рассказал Иван, было для меня новостью. Хоть я и предполагал, что такое могло происходить с высокой степенью вероятности, но конкретных фактов о подобных явлениях у меня не было. Западные идеологи рассматривали хищение государственной собственности при социализме как «стихийное осуществление коммунистического лозунга «каждому – по потребности!» В селе Ивана был честный управляющий отделением. Сам не воровал и другим не позволял. Многие жители села были недовольны тем, что их права ущемляются по сравнению с жителями соседних сёл: те тащат, а этим нельзя. Село было богатым, чем резко отличалось от соседних сёл и деревень. И работники совхоза считали ползучее стихийное «раскулачивание» богатого подразделения совхоза актом справедливости. Соседние отделения, возможно из-за того и были бедными, что там всё тащили. А в их селе вроде всё было: двухквартирные дома, одноквартирные коттеджи. Совхоз время от времени бесплатно выделял телят бесплатно за счёт своих прибылей. Не имеющим коров выделяли нетелей, тоже бесплатно. Подворья селян были полны и мелкой живности. Они жили лучше, чем соседи, которые имели возможность воровать – брать то, что понравилось, не выпрашивая у начальства. В этом была даже своеобразная романтика – отхватить халяву! Такое ограничение «прав» продолжалось несколько лет, пока в село на уборочную страду в очередной раз не прислали полтора десятка автомобилей грузового автохозяйства для перевозки урожая. После смены кто-то из водителей отдыхал, а некоторые проводили время в застольях с местными жителями. Два бывших уголовника, услышав во время возлияния жалобы от местных жителей на управляющего, обещали решить эту проблему «без шума и пыли» всего за ящик водки. Ударили по рукам. Тёмной ночью, они привезли к дому управляющего две автомашины зерна, высыпали в его огород со стороны проулка, тщательно замаскировав кучу картофельной ботвой, которая нашлась на огороде. Со стороны «зернохранилище» выглядело, как куча ботвы. Уже утром один из них позвонил в милицию и, не назвав имени и фамилии, сообщил дежурному, что видел, как управляющий ночью привёз домой и высыпал в огород две машины зерна. Милиция приехала быстро. Был большой скандал. Зерно «нашли», погрузили в автомобили взвесили, оформили всё документально, и дело ушло к следователю. Управляющего сняли с должности в тот же день. А вот получивший дело капитан засомневался в фактах, представленных «по горячим следам», и начал докапываться до каждой мелочи. Нашёлся у него в селе и «тайный агент», который поговорив с жителями, выяснил, как всё было. Двух водителей «взяли» за распитием ящика водки, они в тот день устроили ремонт своим вдруг сломавшимся автомобилям, и на работу не вышли. «Заказчиков» они не сдали. Их, конечно, посадили, а вот управляющего в прежней должности так не восстановили. Потом наступили девяностые и он стал фермером. Социализм должен был созидаться на сознательности масс. А вот этой сознательности как раз и не хватало. При Сталине её заменял страх.
|
Комментарии
Сейчас вопрос приспособленчес тва и ухода от реальной работы не менее актуален, особенно среди управленцев и политиков.
Да это лозунг социализма. По потребностям - это для коммунизма, который должен был быть построен. Это западные идеологи называли воровство стихийным осуществлением коммунистическо го принципа "по потребностям" уже при социализме - "первой стадии коммунизма".
Сам то лозунг - чрезвычайно справедлив.
Беда социализма в том, что определять способности трудящихся взялась партия!..
stpoka.ru/proza/47380--3.html , заметка № 28 "Передовики - опора социализма". - Здесь пример того, как за равный труд пятерым платили в четыре раза больше, чем одному. И в самом начале "Дневника есть под номером 3 - "Третий рубль"
С этим мы все сталкивались.
Наш социализм начинался с коммун. Где каждому было даже не по труду, а "всем поровну". Кронштадтский мятеж заставил большевиков повернуть к НЭПу. Ленин заговорил об "обществе цивилизованных кооператоров. В Югославии был другой социализм. Ено наши идеологи называли анархо-синдикал измом. У них была конкуренция. Около 800 000 тысяч жителей страны вынуждены были зарабатывать в ФРГ.
Фраза Ваша уже давно классическая. Вот только социализм у нас был далеко не классический. Социализм и наш социализм - это немного не одно и то же. Скорее, это был государственный феодализм со всеми атрибутами. Возможно, поэтому и не получилось.
Победу нового социально-полит ического строя должна была обеспечить более высокая производительно сть труда. На рабочих местах она во многих местах превышала капиталистическ ую. Но с нашим мощным аппаратом управления и контроля в конечном итого производительно сть была ниже.
Как это всё должно было быть, непонятно.
Капитализм всего навсего закрепляет средства производства в частные руки, узаконивает захват лучшего куска, слабых делает слабее... сильных - сильнее. Возникновение социальных отношений - это уже признаки социализма, что что было присуще, в 70х, 80х Европейским странам.
Что там творится сейчас к социализму не имеет ни малейшего отношения.