Глава 5.
Очередная модель датчика своей обтекаемой формой походила на морскую медузу или на парашют. Словно в электронной игре-гонке, «парашют» стремительно нёсся вперёд, заодно «ощупывая» электромагнитными лучами внутреннюю поверхность трубы. Вместе с Максимом Федосовым и тремя сотрудниками его группы, облачёнными в парадно-белоснежные накрахмаленные халаты, за продвижением датчика по экрану монитора следили начальник отдела, главный инженер института и два чопорных господина - представители генерального заказчика.
- На этом пролёте смоделирована первая авария, - звонким от внутреннего напряжения голосом сказал Максим. – На экране она пульсирует красной точкой…
«Парашют» поравнялся с красной точкой, и тут же ожил пульт управления диспетчера трубопровода: сначала раздался звуковой сигнал, а затем на экране появилась строчка с координатами найденного дефекта, а также его приблизительная площадь и даже конфигурация. Поворот трубопровода, ещё один и на его колене летящий вперёд датчик снова выявил «красную точку», сообщив о ней на пульт управления. Затем прямой участок и на них новый найденный дефект. Когда вся трасса была пройдена, на пульте диспетчера были зафиксированы все сорок смоделированных программой возможных мест аварий – сто процентов из ста.
Максим украдкой повернул голову к трём своим работникам и весело подмигнул им – мол, всё путём, ребята. Начальник отдела гордо взглянул на главного инженера - мол, видите, не подвели, всё сделали качественно и в срок. Представители заказчика тоже переглянулись.
- Вроде ничего, - сдержанно сказал один из них. - Давайте посмотрим, как проявит себя ваш датчик на других трассах. Мы захватили несколько своих проверочных тестов. Ефим Львович, достань.
Второй представитель заказчика достал из барсетки коробочку с Си-Ди-диском и протянул её Максиму:
- Здесь смоделированы трубопроводы не только для газа, но и для нефти.
- Запускай, - Максим передал диск Олегу.
Олег вставил диск в дисковод и стал перегонять тесты заказчика на винчестер компьютера, выдающего исходные данные лабораторному стенду - имитатору трубопровода. Коля Супрун и Руслан Заварзин тем временем открыли отсек стенда и осмотрели расчалки, на которых испытуемый датчик был подвешен.
- Готово, - сообщил Олег.
- Порядок, - доложили Максиму Руслан и Коля.
Максим глянул на начальника отдела. Тот, пожалуй, волновался не меньше Максима. Это чувствовалось хотя бы потому, как он кашлянул, прогоняя хрипотцу из горла, и всё равно хриплым голосом официально скомандовал Олегу:
- Запускай, Савицкий.
- Поехали, - прошептал Олег и нажал на «Enter».
Опять на экране в струе газового потока понёсся «парашют», и через пятнадцать секунд после старта выявил первый дефект в трубопроводе.
- Есть! – хором воскликнули Максим и начальник отдела.
Олег почему-то совсем не волновался, даже был уверен, что никаких проблем с этой моделью датчика не возникнет. Он спокойно смотрел на монитор, словно сторонний думающий о чём-то своём наблюдатель. На экране схема трубопровода заказчика располагалась не горизонтально, как обычно, а вертикально и казалось, что газовая струя поднимает «парашют» всё выше и выше вверх. Глядя на него, Олег вспомнил последнюю фразу из предсказаний тетради прадеда:
«… и ужаснутся тогда люди своим деяниям, покаются в грехах своих тяжких перед Землёю, и дабы спасти род человеческий, построят подобно Ною ковчег. И медленно вознесётся ковчег сей высоко-высоко в небо, и построят там люди большой город, и долго будут жить в нём, пока не очистится от грязи и зла их колыбель-планета. И спустятся тогда они весёлые, поумневшие и бессмертные с неба, и вернутся в свой дом родной и единственный, и счастливо заживут на своей Земле, и с тех пор будут свято беречь её».
Олег представил себе, что это не датчик сейчас движется в потоке газа, а тот самый небесный ковчег и в нём находятся пассажиры. «На что намекают древние авторы или автор – наш славянский «Нострадамус», понятно: люди окончательно загадят Землю, улетят в космос и построят там город, как в обычной фантастике на тему освоения Вселенной. О каком ковчеге идёт речь тоже понятно - о космическом корабле. Хотя,.. – Олег ещё раз повторил про себя фразу из тетради. Что-то в ней не вязалось с космическим кораблём. – Медленно! Почему автор написал не «быстро вознесётся ковчег», а «медленно»? Чтобы телу оторваться от притяжения Земли и, став спутником, вылететь в космос, нужно обладать значительной скоростью. Почему же тогда медленно, словно это не ракета, а обычный лифт? Лифт?! Вполне вероятно, что физики будущего изобретут какой-нибудь лифт, неспешно поднимающийся с поверхности Земли прямо в космос. А почему, собственно, физики будущего? А почему не физики настоящего?». Мысль о космическом лифте крепким гвоздём засела в голове и, продолжая следить за движением датчика на мониторе, Олег погрузился в мечты: «Возьмём, к примеру, наш славный электромагнетизм, в частности, магнитное поле всей планеты. Ведь это же энергия колоссальной мощности! Если научиться её использовать, то куда там до неё любому ракетному топливу. Почему бы не поставить ковчег, в смысле, лифт в центр магнитного полюса и, пока ещё неизвестно как, нейтрализовать силу притяжения? Даже не нейтрализовать, а регулировать ею поднимающую вверх силу магнитного поля. Хороший бы вышел лифт, что и говорить… Что-то размечтался я, как пятнадцатилетний фантазёр, начитавшийся Артура Кларка или Стругацких. Взрослеть тебе надо, Савицкий».
Результаты тестирования были блестящими. Датчик уверенно выявил все большие и малые дефекты трубопроводов, заложенные в тестах.
- Впечатляет, - кратко высказался первый представитель заказчика. – А ты что скажешь, Ефим Львович?
Второй представитель заказчика, доставая из барсетки пачку сигарет, глубокомысленно изрёк:
- Безусловно, это лучшая из всех предлагаемых нам разработок, не только координаты дефектов вычисляет, но даже их размеры. Да и вероятность обнаружения гораздо выше, чем у других моделей: сто из ста. Если и в реальных условиях экспериментальные образцы будут работать так же, как и сегодня на стенде, то я двумя руками и ногами за то, чтобы запускать этот датчик в серийное производство.
|
Комментарии