Несколько лет назад мой друг Владик, живущий в Москве, спросил в письме, чувствую ли я себя, после десяти лет жизни в Штатах, американцем. Я написал, что ответ неоднозначен, поскольку, когда я еду в американской машине по американской дороге - в магнитофоне всегда крутится плёнка Высоцкого. И не надоедает, потому что, во-первых, у меня таких плёнок много, а во-вторых - ни к одному автору и исполнителю я никогда не относился с такой любовью и уважением, как к Владимиру Высоцкому.
Впервые я услышал песни Высоцкого, будучи школьником, в середине шестидесятых годов. У моего одноклассника Гены был магнитофон, и как-то он поставил плёнку с песнями Высоцкого. Я слушал как заворожённый. В следующий раз, когда я был у него, Гена хотел похвастаться новыми записями Битлз, но я попросил поставить Высоцкого, опять слушал, не отрываясь, а через пару дней попросил Гену переписать слова нескольких песен. Я выучил их наизусть, и очень часто обнаруживал, что, сам того не сознавая, мысленно пою их, находясь в метро, в автобусе, стоя в очереди или занимаясь какой-то механической работой.
В начале 1968 года, когда я был студентом первого курса, у меня наконец появился магнитофон. Это был громоздкий аппарат, весивший более десяти килограммов, но я сразу потащил его к Гене - переписывать Высоцкого.
Конечно, я слышал и песни других исполнителей - Б. Окуджавы, Ю. Визбора, разок попал на концерт А. Городницкого, которому аккомпанировал на гитаре тогда ещё никому не известный Е. Клячкин. Позже у меня были записи того же Е. Клячкина, А. Галича, Ю. Кукина, Ю. Кима... Но никто из них не нашёл в моей душе такой отклик, как В. Высоцкий.
Песни Высоцкого привлекли меня своей неординарностью, широтой спектра, но прежде всего - своей пронзительной честностью, откровенностью, умением сказать то, о чём в то время вслух говорили немногие. Когда я слушал их, возникало ощущение общения с близким другом, который говорит о том, о чём я часто думал, но не смог выразить словами.
Мы, мальчишки, родившиеся вскоре после войны, узнавали о ней из книг, кинофильмов, рассказов отцов. Но только из песен Высоцкого мы узнали о штрафных батальонах, а также правду о лагерях, заключённых и чекистах.
Конечно, был рассказ А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и, возможно, другие произведения на ту же тему. Но они были выпущены малым тиражом, не переиздавались, в библиотеках их не было, и немногим удавaлось их прочитать. А песни Высоцкого слушали по всей стране, "от Москвы до самых до окраин". Будучи студентом в Сибири на практике, а позже - в командировках в разных городах, я лично имел возможность в этом убедиться.
Многие считали, что Высоцкий приобрёл скандальную известность благодаря своим ранним песням, в которых можно было найти и блатной жаргон, и мат, и упоминания о не самых светлых сторонах нашей жизни. Но, на мой взгляд, дело было не в скандальности, а в его умении говорить правду на всех уровнях, так что его понимали и чувствовали и интеллигенты, и рабочие, и шпана, и работники искусства. К тому же, обо всём этом теперь говорят и пишут в открытую. Просто он опередил своё время и не боялся осуждения ханжами. Ему было тесно в узких рамках дозволенного в СССР. В анкете, заполненной в 1970 году, на вопрос "Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой правительства?" Высоцкий ответил: "Отменил цензуру".
В той же анкете, на вопрос "Каким человеком считаешь себя?" он ответил: "Разным". И это удивительно верно. Поэтому и песни у него такие разные - смешные, лагерные, военные, сатирические... Но все - настоящие, живые, выстраданные.
Как-то я задумался над тем, почему слова песен Высоцкого так легко запоминаются. И увидел, что у него
стихи отточены до предела. У других бардов бывает, ради смысла где-то рифма не очень хороша, где-то - в строке слога не хватает или, наоборот, лишний слог - под гитару пойдёт, опять же исполняет автор сам, голосом выделит что требуется, дефект и незаметен. Но у Высоцкого всегда и
строки, и рифмы - безукоризненны. При том, что каждое слово несёт смысловую нагрузку, как говорил Некрасов, "словам тесно, а мыслям - просторно". Кстати, на одном из своих выступлений В. Высоцкий, говоря о популярной в то время эстрадной песне, с удивлением отметил, что в каждом куплете первая строчка повторялась три раза - при том, что у слов было два автора. Он добавил, что сам он всегда старался вложить максимальный смысл в свои песни.
И пел он всегда не в пустоту, а для тех, кто смотрит на него, слушает его, у него всегда был контакт со слушателями. Однажды он признался: "Я всегда думаю: в следующий раз повторю - будет точно так же. И никогда не получается! Потому что - другие люди, иная устанавливается здесь, в помещении, атмосфера, и повторить ты не можешь. Ты чувствуешь - поёшь совсем по-другому".
Помню, мне кто-то сказал, что в одной из газет напечатана ругательная статья о Высоцком. Я побежал к ближайшему стенду, где вывешивалась эта газета, но прочитать статью мне не удалось: кто-то вырвал её из газеты. У следующего стенда - статья была залита чернилами. У третьего - частично вырвана, так что я смог только прочитать, что его обвиняют в грубости,
пошлости и т.д. Было очень неприятно, что напечатали такую гадость, но душу грело, что, очевидно, многие не хотят, чтобы люди читали эту ложь.
В начале семидесятых мне удалось купить одну из первых пластинок Высоцкого. Было очень непривычно слушать песни в его исполнении, но не под гитару, а в сопровождении оркестра. Тогда я услышал песню "Кони привередливые". Она поразила меня глубиной и надрывностью, и на меня повеяло какой-то безысходностью. А потом, когда я услышал песню "Две судьбы", меня поразили её первые строки:
Жил я славно в первой трети -
Двадцать лет на белом свете...
Ведь, в общем-то, каждому человеку хочется прожить долго, и он втайне надеется, что так и будет. А Высоцкий, видимо, считал, что его предел - шестьдесят, поскольку двадцать лет - это треть, не зная, что это - почти половина его короткой, но удивительно яркой, искромётной жизни. Он чувствовал, что находится в цейтноте, и в 1970 году, за десять лет до смерти, на вопрос "Чего тебе недостаёт?" ответил: "Времени".
В 1980 году я подал документы на выезд из СССР, с работы меня выгнали, и я устроился разносить телеграммы. В этот день я работал во вторую смену, и одна из последних телеграмм была на третий этаж старого дома. Женщина, получившая телеграмму, быстро прочла её и, расписываясь, сказала мне: "Знаете, Высоцкий умер?"
Сначала я даже не понял, о чём это она. А потом переспросил: "Владимир?" - Она кивнула. - "Скажите, а это не ошибка?" - продолжал допытываться я.
"К сожалению, нет. Я уже знала, мне из Москвы позвонили".
Но я всё-таки надеялся, что она ошибается. Ведь в своё время про Высоцкого ходило столько слухов! Если им всем верить - получалось, что он умер, потом сел в тюрьму, затем повесился, а после этого женился на Марине Влади. Правдой из всего этого вороха сплетен оказалось лишь последнее. Однако, на следующий день мне пришлось отнести телеграммы с тем же содержанием композитору Каравайчуку, написавшему музыку для многих кинофильмов, поэту Глебу Горбовскому и ещё нескольким людям, которых я не знал. А я всё не мог прийти в себя, в виски стучал вопрос: почему так рано?!
Ответ на этот вопрос пришёл позже, когда начали публиковать воспоминания друзей и близких. Высоцкий жил очень интенсивно, но, кроме этого, его травили. Травили всё время, на всех уровнях, ставили палки в колёса, где только можно. Ему, чeловеку ранимому, очень болезненно реагирующему на любую несправедливость, было трудно это выдержать. В середине восьмидесятых я посмотрел фильм "Интервенция", отснятый в 1968 году и пролежавший на полках более 15 лет. Вполне советский фильм про гражданскую войну, единственным недостатком которого, с точки зрения властей, было то, что главную роль сыграл Высоцкий. Сыграл прекрасно, талантливо, с полной отдачей, как он делал всё, за что брался. Но одного его участия было достаточно, чтобы запретить фильм к показу...
Год назад я был на праздновании дня рождения моей старшей дочери. Ей исполнялось 24 года, из России она уехала в 10 лет. Было много молодёжи, все из России, примерно с тем же стажем жизни в Америке. Когда все встали из-за стола, двое ребят достали гитары и запели... Высоцкого. Я взглянул на отца мужа моей дочери, он кивнул, и мы стали подпевать молодёжи, поющей песни кумира нашей молодости.
Нью-Джерси, 2003 г.
Комментарии
Очень хотелось поделиться своим отношением к человеку, повлиявшему на сознание не одного поколения.
прекрасно написано: всегда любопытен
личный опыт сердца и души, благодарю
за ваше приглашение.
с симпатией
Мне очень приятно, что наши взгляды совпадают!
Точно!
Спасибо!
Правильно.
Что касается рифм в стихах Высоцкого - у него множество удивительных рифм, особенно в юмористических песнях почему-то... Всё время вспоминается песня про неудачливого Мишку Шифмана:
...Дверь большая в кибинет (именно через и)
Из людей, пожалуй, ста;
Мишке там сказали "нет",
Ну а мне - пожалуйста!
Он кричит: "Ошибка тут, это я - еврей!",
А ему: "Не шибко тут, выйди, вон, из дверей!"...
И т.д., и т.п.
Кстати, предлагаю устроить "сеанс воспоминаний "прикольных" рифм Высоцкого" (только исключительно по памяти)- как идея?
Вношу лепту:
"...Уважаемый редактор,
Может, лучше про реактор,
Про любимый "лунный трактор"? -
Мы устали, хоть кричи:
То тарелками пугают -
Дескать, подлые летают,
То без ножей людей терзают
Филиппинские врачи!"
Есть и другие варианта этого фрагмента, но мне этот наиболее симпатичен.
(Единственное, не люблю и никогда не применяю глагольные рифмы).
А относительно рифм - навскидку вспомнилось:
Жалко тренера, он тренер неплохой,
Ну и Бог с ним.
Я ведь нынче занимаюсь и борьбой,
И боксом.
А он всё бьёт, здоровый чёрт, ему бы в МВД!
Ведь бокс - не драка, это ж спорт отважных и т.д.!
А стрелок: "Да это что ж за награда?
Мне бы выкатить портвейна бадью!
Мол, принцессу мне и даром не надо,
Чуду-юду я и так победю!"
Ещё бы вспомнил, но - я на работе, у меня сейчас полдень.
Всех Вам благ!
Я два плана залудил,
И в загранкомандировку
От завода укатил...
-Сбереги там пару рупий, не бузи,
Хоть чего, хоть чёрта в ступе привези!..
А Русалка, вот дела, честь недолго берегла,
И однажды, как смогла, родила;
Тридцать три же мужика не желают знать сынка -
Пусть считается пока сын полка!..
(У него даже глагольные рифмы своеобразные!)
Что у ней диплом и стремления,
И я вылил водку в аквариум:
Пейте, рыбы, за мой день рождения!
Побудьте день вы в милицейской шкуре,
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе,
За тех, кто в МУРе - никто не пьёт.
такие личности, как Высоцкий, Цой -звёзды -
живут и творят, сжигая сердца для других, прокладывая путь тысячам и тысячам , и ярко . вспыхнув -исчезают в НЕБЕСАХ! :give_rose :give_rose :give_rose
Спасибо, Тиа, я рад, что Вам понравилось.
www.youtube.com/.../
Чувствуется, что Вы настоящий почитатель его гения!
Мне понравилось, несмотря на некоторые разногласия в отношении к Володе.
Если звезды зажигаются, значит это кому то нужно! Звезда Володи, очень одинокая, как и многих других выдающихся людей очень сложная, иногда противоречивая, многих пугающая,ненави димая многими,но для всех яркая, притягательная, зовущая...
«МНЕ - ЧТОБ БЫЛИ ДРУЗЬЯ ...»
Спасибо за Ваш интерес!
Моя любимая вещь Высоцкого " Где мои семнадцать Лет". Бывая каждый раз в Москве всегда стараюсь
заехать в " Вагантьевское" кладбище, где посещая могилки Высоцкого и Есенина я всегда чувствую какое то волнение в душе. Вот они великие люди, даже после ухода из жизни, они волнуют нас!
Когда я "заразился" рифмоблудием и вник в основы стихосложения, то мне стала резать слух глагольная рифма у Семёныча.
Но только в том случае, если читаю его стихи на бумаге. А когда он то же самое поёт, то я про всё забываю.
"Спасите наши души", "Украду, если кража.."
Спасибо, Алексей!
Семен, Вам отдельная благодарность за рассказ.
В своих более восьмистах песнях Владимир Семёнович говорил правду о нашей жизни. Такую правду больше никто из поэтов говорить не осмеливался.
На местах всегда старались из кожи вон лезть, чтобы показать свою верноподданност ь. Так же случилось в горбачёвское время, когда придурки на местах кинулись вырубать виноградники. И этот лектор, видимо, хотел быть "святее папы римского". А может быть, просто сталинист, который обрадовался, что уже можно опять восхвалять тирана.
Чтоб он слышал, как бьются сердца!
Спасибо!
Предлагаю продолжить "хит-парад" оригинальных рифм В.С.Высоцкого (в прошлый раз я "потерял" эту Вашу историю из виду):
*********************************
У неё - всё своё, и жильё, и бельё,
Ну а я ангажирую угол у тёти;
Для неё всё свободное время моё,
На неё я гляжу из окна, что напротив...
-----------------------------------
У неё на окошке - герань,
У неё занавески в разводах,
А у меня на окне ни хера,
Только пыль на комодах!
На всю деревню хруст в хрящах.
И дочь-невеста, вся в прыщах -
Дозрела, значит.
Смотрины, стало быть, у них,
На сто рублей блинов одних
И даже тощенький жених
Поёт и скачет.
Я пошептал на ухо жениху,
И жениха как будто ветром сдуло -
Невеста вся рыдает наверху...
Потом поймали жениха и долго били...
Его стихи крепко берут за душу и не отпускают уже - всю жизнь. не осознавая того отрывки песен приходят в голову в самых разных обстоятельствах жизни, работы.
Рано уходят от нас эти большие Люди.
Не могу поставить оценку... опять наш сайт слегка барахлит.
В 1947 году моего отца отчислили из авиационного училища после двух месяцев обучения, как племянника "врага народа". Реабилитировали Сергея Матвеевича только в 1992 году, через двадцать два года после его смерти. А сколько таких пострадавших по стране? В каждой третьей семье есть невинно осуждённые и пострадавшие.
Отец рассказал мне о причинах отчисления из училища ещё в конце шестидесятых.
А значит — обрусевшие.
Мои — без вести павшие
Твои — безвинно севшие.
В. С. Высоцкий, "Баллада о детстве"
На без вести пропавших тоже было клеймо. Поскольку была вероятность сдачи в плен - автоматически эти защитники Родины считались чуть ли не врагами.
Исключения бывали.
В ноябре третьего
"Метевоусловия" не те;
Я стою встревоженный,
Бледный, но ухоженный
На досмотр таможенный в хвосте.
Стоял сначала,
Чтоб не нарываться
(Ведь я спиртного лишку "загрузил"),
А впереди шманали уругвайца,
Который контрабанду провозил...
----------------------------
- На что Вам складень, пассажир,
Купили бы за трёшку
В отделе "Русский сувенир"
Гармонь или матрёшку!
- Мир, дружба, прекратить огонь! -
Попёр он как на кассу.
- Козе - баян, попу - гармонь,
Икона - папуасу!
Мишке там сказали “Нет”, ну а мне – “Пожалуйста”!..”
Ай да Вова, ай да рифма – “ста” и, вдруг… “пожалуйста”!
Кто-то скажет – примитивно, я ж “торчу”: “упасть – не встать”!..
Или вот ещё, не хуже: “… может, лучше про реактор…”,
Я, как дурень, хохоча, - “… про любимый лунный трактор…”;
Отвечайте на вопрос, “уважаемый редактор”,
И не в шутку, а всерьёз! - Я “тащусь”, не нюхав “Раптор”!..
“А у тебя, - ты вспомни, Зин, в семидесятом был грузин…”
Без вариантов, ведь конечно он “…вообще хлебал бензин”!..
Легко, наивно, пошловато, сей юмор неисповедим,
Но очевидно же, ребята, что восхищён не я один!
____________________________________________
Много истинно смешного – не сойти бы вдруг с ума,
Грубовато-озорного, но и тонкого весьма
У Высоцкого встречаем, сразу хочется опять
Посидеть “за рюмкой чая” и… часами хохотать!
Сто процентов!
Есть и песни, которые Высоцкий даже не пел, но их ему приписывают как автору и исполнителю.
vm.ru/.../...
Это всё о нем.
Есть и песни, которые Высоцкий даже не пел, но их ему приписывают как автору и исполнителю.
vm.ru/.../...
Мне довелось посмотреть художественный фильм о Высоцком. Хороший фильм. Только вопросов после просмотра появилось ещё больше...