Ну вот я и стала летучею тучею,
и вот я решаю по этому случаю:
Догонит ли в воздухе — или шалишь —
Летучая кошка летучую мышь?
(Владимир Высоцкий)
Великолепный стих Беллы Ахмадулиной… И многие помнят превосходную песню на эти слова в исполнении Аллы Пугачёвой. Но в песенном варианте стих был значительно сокращён (и это тоже один из простейших примеров проекции стихотворения в некую систему координат),— возможно, по цензурным соображениям, а также ввиду следования устоявшимся песенным стандартам…
* * *
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Белла Ахмадулина
https://www.askbooka.ru/stihi/bella-ahmadulina/po-ulice-moey-kotoryy-god.html
Здесь снова имеем двух участников — "Я" и "друзья". И запредельное, космическое одиночество, которое и является центром стиха, дорогой, ведущей к сущности природы. Стих написан с точки зрения "Я". А если поменять систему координат? Что получается с точки зрения "друзей",— слабых людей, не справляющихся с окружающим миром? Куда же ОНИ попадают, в какое одиночество? Итак, попробую инвертировать систему отсчёта:
По улицам и снам твоим который год
звучат шаги — твоя душа уходит.
Души твоей немыслимый уход
безликим призракам за окнами угоден.
Запущены души твоей дела,
нет у неё ни музыки, ни пенья.
Как женщина, которая почти была,
и память о которой стёрло время.
И не разбудит вдруг внезапный страх
тебя, бездушного, среди бессонной ночи.
К предательству завистливая страсть,
Приспала мысли, и туманит очи.
У одиночества характер крут.
Посверкивая циркулем железным,
оно тебя замкнуло в хладный круг,
не внемля увереньям бесполезным.
И стоя в каменном лесу,—
на цыпочках, в конце пустого жеста,—
ты не найдёшь листву, не поднесёшь к лицу,
не ощутишь — ни муки, ни блаженства.
И будет краток миг, когда из темноты,
из мнимого невежества былого,—
души твоей прекрасные черты
появятся… но растворятся снова..
Смыслы обоих вариантов вполне понятны и не нуждаются в комментариях. Интересно, что оба стиха, находясь в абсолютной контраверсии, нисколько друг другу не противоречат: один и тот же предмет описан разными субъектами. Думаю, что авторский вариант Ахмадулиной лучше моего, хотя, и несколько многословен. Её вариант уравновешен и обобщён; мой — конкретнее и злее. Но, при всём формальном совпадении слов,— это совсем непохожие стихи, повествующие о противоположных людях, находящихся в различных душевных состояниях. А потому,— они вообще несравнимы.
Но, и не в этом дело. В обоих случаях речь идёт именно о такой "переделке" произведения, при которой значительная часть авторского варианта сохраняется, но смысл может измениться, иногда,— радикально. Поэтому я и говорю об инверсии, или зеркальном отражении. Я хотел показать, что такая инверсия поэтических произведений вполне возможна и допустима. Разумеется, при обязательном наличии в публикации авторского варианта и ссылок на него.
|
Комментарии
stpoka.ru/.../43313--1.html
Владимир Николаевич, вот Вы говорите - контраверсия.
У меня на этот случай есть стихотворение, в котором рифмы справа и рифмы слева.
Как оно получилось, не знаю, но может ли оно быть ещё одним подтверждением Вашей
теории... Я его выставлю в миниатюры.
Лично я пытаюсь прекратить писать стихи,- есть и другие, более важные (как мне кажется) занятия. Пока что удалось этот грех лишь слегка приуменьшить.
А так, мне кажется\уже писал про это\ в стихах повествование от собственного лица более проникновенно, душевно, искренне!..
ɯихо ɔɯɐvо˙
ɔɯих и ʁ˙
ɔɯих и ʚ εǝdʞɐvǝ'—
ɯоɯ жǝ ʁ'
но ʎжǝ vǝʚmɐ˙
ʞɐʞ uǝdҺɐɯʞɐ
иεнɐноҺнɐʁ˙
stpoka.ru/.../...
А это уже - высший пилотаж!
Хоть в этом мире всё не ново,
и всем известна
скромность Журавлёва,
но так могёт лишь Мастер Слова!
Вот это - зеркало!
єɯо ƍqıvо ɯʁжǝvо: udиmvоɔq uоɔɯɐʚиɯqεǝdʞɐv о uǝdǝɓ wониɯоdоw˙˙˙
Как холодно ты замыкаешь нуль,
поверив округленьям бесполезным.